Везёт Евгения: курянка покоряет городские дороги за рулём маршрутки


Вопреки всеобщим представлениям о женских увлечениях, 35-летнюю Евгению Пискунову с детства тянуло к автомобилям, охоте и рыбалке


Везёт Евгения: курянка покоряет городские дороги за рулём маршрутки

Женщина-водитель на легковом автомобиле, и даже на троллейбусе или трамвае - явление для курян вполне привычное. Однако мало кто ездил на маршрутке, управляет которой представительница прекрасной половины человечества. Если, конечно, не считать постоянных пассажиров 263-го маршрута, курсирующего в Курске между проспектом Дериглазова и улицей Ильича. Их возит водитель Евгения Пискунова.

Напряженная и крайне ответственная работа на городском микроавтобусе под силу далеко не каждому мужчине. В 7 утра «Форд-Транзит» стартует с конечной в Северном микрорайоне и колесит до последнего пассажира, становясь на ночную стоянку обычно только в 22:30. Вот так, весь день на колесах. И как получилось, что в водительском кресле молодая женщина – для большинства загадка. Поэтому мы не удержались и отыскали Евгению, попросив немного о себе рассказать.

«С детства по уши в мазуте»

35-летняя Евгения Пискунова переехала в Курск из Брянска чуть более года назад и сразу села за руль маршрутного такси.

Бывают, конечно, разные женщины. Иные и в шахты спускаются, или в армии служат, перенося жесткий быт и дисциплину, будто попали в родную стихию. От таких суровых дам невольно ждешь в поведении, общении каких-то угловатостей и мужских привычек, вроде сигареты во рту или, что уж там, крепкого словца, грубовато слетающего с ненакрашенных уст на волевом подбородке.

Можно было бы ожидать чего-то подобного и здесь, но, к счастью, голос у нашей собеседницы приятный, мягкий, ироничный и даже немного шутливый, а сама она отнюдь не лишена подобающего истинной женщине обаяния.

- С детства по уши в мазуте бегала вокруг дедушкиного грузовика, пока он что-то чинил. У меня почему-то даже все игрушки были машинки, - вспоминает Евгения. – В основном я росла в деревне в Орловской области, дедушка там работал водителем в колхозе. Куда он – туда и я. В четыре года первый раз посадил меня за руль ГАЗ-53, потом на комбайн, трактор, даже на гусеничном тракторе катал. На 53-м «газоне» я и выучилась ездить, так что с 13 лет спокойно могла забраться в кабину и поехать сама.

В 9 классе школьников водили на учебно-производственный комбинат. Только Пискунова не хотела, как одноклассницы, плести из лозы или заниматься вышиванием. Она просила, чтобы вместо этого ее научили паять схемы.

Преподаватель оказался категорически против, но директор комбината, хотя и не мог скрыть удивления, поскольку прежде не готовил паяльщиц, разрешил сделать исключение. Как итог – у девушки осталась корочка радиомонтажника 4-го разряда.

Детство было закаленное - росла без отца. Двое детей в семье, поэтому маме одной приходилось тяжело. Ремонт и всю мужскую работу по дому Евгения взяла на себя. Освоила сварочный аппарат, болгарку, бензопилу, перфоратор. Она даже отучилась на строителя, но призванием своим все равно считала вождение. Автомобили были ее страстью.

Сама себе механик

В 19 лет Евгения получила долгожданные водительские права и купила за 15 тысяч рублей подержанную «Волгу» 1977 года выпуска. Машина старая, вся сыпется, но – это ее первый личный автомобиль! То и дело в нем что-то отваливалось, выходило из строя, а она разбиралась и самостоятельно чинила.

Евгения даже училась заочно на автомеханика, в очередной раз став на курсе единственной девушкой. Правда, по молодости бросила. А сегодня уже и смысла восстанавливаться особого нет – зачем диплом, если она определяет неполадки по звуку.

При этом ведь не зубрила специально книжки по механике, познавая устройство автомобиля на наглядном примере и своими руками. Хотя секрет, вероятно, еще и в отношении к технике. У нее автомобиль - это не кусок железа, а словно живое существо, к которому она чутко прислушивается.

- Когда лет десять назад еще на 29-й «Волге» прогорела прокладка под «головой» (авт. – крышка над цилиндровым блоком двигателя), снимала все вплоть до карбюратора и чинила, - говорит Евгения. - Знаю клёцание клапанов. Если гудит на ступице - это подшипник, у него свой гул, специфический. Когда затроило, понимаю, что это свечи, какой-то цилиндр один не работает. Или при повороте руля шрус (авт. - шарнир равных угловых скоростей) захрустел – значит, надо менять.

Вот и на работе навыки пригождаются. Еще не было такого, чтобы Евгения Пискунова сошла с линии и из-за какой-то пустяковой (по ее мнению) поломки погнала микроавтобус в сервис. Этой зимой, например, в салоне печка отказала: открыла, посмотрела – а там просто (опять же, кому просто, а кому нет) окислился провод и отошел контакт. Очистила провод, соединила, где нужно, и покатила дальше: пассажирам тепло, и она не отстала от графика.

Про джентльменов и не только

Ни о какой другой профессии кроме как водителем она, в общем-то, никогда и не помышляла. Пять лет таксовала, столько же была инструктором по вождению в орловском ДОСААФ, немного даже поработала на трамвае. Не раз ей, как и при получении образования, так и при трудоустройстве приходилось слышать: «Нет, девушек мы не берем».

Но Евгения убеждена, что если не возьмут в одной месте и в другом, то в третьем непременно удача ей улыбнется. Поэтому она привыкла добиваться того, что считает для себя правильным.

А еще про таких говорят – легка на подъем: сначала переехала из Орла в Брянск, затем из Брянска – в Курск. Могла даже остаться жить в Арабских Эмиратах, у своей старшей сестры, но через три месяца на чужой земле ей наскучило, отказалась продлять визу.

Почему именно Курск? Сказала, просторный город, цивилизованный, и работа скоро нашлась. Маршрутное такси водила еще в Брянске, а приехав сюда, увидела аналогичное объявление от частного перевозчика. Спросила: «Вас не смущает то, что я девушка?». Ответ последовал, что не смущает.

- Женщина тоже человек, имеет право на труд, - убежден индивидуальный предприниматель, руководитель «Курск-Авто» Вячеслав Клёсов. - Я бы так всех водителей-мужчин поменял на женщин, они даже ответственнее, а Евгения еще и в механике смыслит, сама ремонтирует.

Кстати, другие водители единственную среди них женщину берегут и лишний раз брать в руки гаечный ключ не заставляют. Сами все сделают, пока она стоит в сторонке – грех иногда не воспользоваться помощью джентльменов.

Правда, от мужчин, с ней не знакомых, она может услышать обычные для водителей-женщин поддёвки. Такой случай недавно произошел на шиномонтаже.

- У машины спустило колесо, и я попросила посмотреть, - привела пример Пискунова. – Мастер мне с сарказмом: «Внизу только спустило?», мол, колесо-то приплюснутое только внизу. Впрочем, он понял, что пошутил неудачно.

Доброй дороги и поворотов к лучшему!

Одних пассажиров маршрута № 263 женщина за рулем ставит в ступор, другие восторгаются. Конечно, кто ездит с Евгенией Пискуновой давно, уже привыкли и даже запомнили по имени. Особенно ее, почему-то, полюбили бабушки - со словами «На тебе, дочечка» несут с огородов то яблоки, то помидоры.

Что до личных предпочтений в автомобилях, Евгения мечтала иметь УАЗ «Патриот», и он у нее был. А сейчас ездит на «Ниве Шевроле». Неспроста она выбирает проходимые машины – чтобы не подвели на бездорожье, где-нибудь в лесах и полях. Она же обожает рыбалку и охоту – хотя сама стрелять в птиц и животных, будь то косуля или кабан, не станет.

На «Транзите» Евгения Пискунова работает, на «Ниве» активно отдыхает по выходным и на ней же путешествует в отпуске. За три недели она проехала 4,5 тысячи километров по Крыму, останавливаясь на черноморском побережье в палатке, в другой раз объездила весь Краснодарский край. Ну а теперь готовится к поездкам в Белоруссию, к Брестской крепости, и на Алтай.

Алексей ПИЩУЛИН, фото Руслана Журкина и из личного архива Евгении Пискуновой