Уникальный транспорт Курской области: автобус-«гармошка» Ikarus 280


Корреспонденты РИА «Курск» пообщались с водителем одного из последних «Икарусов» и узнали, почему именно этот автобус - лучший


Известный как «гармошка» 280-й «Икарус» почти исчез с российских дорог, уступив место более современным автобусам. Последние экземпляры, поставлявшиеся Будапештом в СССР, расходятся между коллекционерами, либо, увы, заканчивают существование на базах металлолома.

Но в нескольких городах нашей страны, среди которых и Курск, венгерские труженики себя пока еще неплохо чувствуют и продолжают развозить пассажиров. Один такой автобус модели 260 характерного желтого цвета курсирует между КЗТЗ и Северным микрорайоном областного центра. И сразу пять 16-метровых «гармошек» работают на дачных маршрутах курского ПАТП-1 в южном направлении: три ходят в Журавлинку, два – в Духовец.

Горожане чаще всего могут увидеть «Икарусы» на Льговском повороте, откуда и начинается их небольшое путешествие в пригород. Наша же история берет начало на пять остановок раньше – в гараже автотранспортного предприятия. Именно там в скрытом от посторонних глаз внутреннем дворе ночует наш 280-й.

«Achtung», который мы не забыли

В «Икарус» мы вошли как к старому знакомому, которого не видели с детства. Через любезно распахнувшиеся складные четырехстворчатые двери в обшитый родными заводскими пластиковыми панелями салон… Три ряда кресел, оставляющие широкий проход. Прорезиненный пол «в кружочек». На стенах все те же таблички на немецком языке, начинающиеся с «Achtung!» (нем. - внимание). И конечно же, любимое место курской детворы конца 90-х - начала 2000-х (а может и более ранней?): вращающийся круг в центре, приходящий в движение на поворотах. На языке техники – всего лишь шарнир, соединяющий кузов тягача с прицепом, но проехаться там всегда представлялось изрядным развлечением.

Из незаводского здесь, судя по всему, только сиденья, установленные взамен прежних поролоновых из коричневой кожи. Хотя и их оказалось несложно узнать - очевидно, переставлены со списанного круглофарного Mercedes-Benz O305, ходившего по Курску около 20 лет назад. Кстати, среди той партии подержанных автобусов из Германии тоже были «гармошки»: сине-желтая и несколько зелено-бежевых, если помните.

…Водитель Олег Горошко на своем старом «Жигуленке» приехал в гараж ПАТП-1 еще в половину шестого утра. На этой неделе он работает по первому из трех, самому раннему графику. Это значит, что в 6:10 его «Икарус» уже должен стоять на Льговском повороте, сажая пассажиров.

Перед выездом обязательно нужно проверить автобус. Про топливо и говорить нечего: заблаговременно бак наполняется из расчета 38 литров на 100 километров. Со словами, что хочет посмотреть уровень масла, водитель идет… в середину салона и привычным движением открывает в полу тяжелый металлический люк. У большинства автобусов двигатель сзади, а в «Икарусе» - под пассажирским салоном.

- Вот оно, «сердце», - показывает на горизонтально расположенный агрегат. – 6-цилиндровый турбодизель, 192 лошадиных силы. Отсюда и большая высота пола. Проверяю еще приводные ремни, их здесь девять.

К слову, икарусовские моторы всегда хвалили за мощь, ставя на порядок выше тех же ЛиАЗов, которым подъем в горку давался труднее. А это был не такой уж слабый аргумент для холмистого Курска.

С карта на «Икарус» не минуя Байконур

На мгновение двигатель напрягся, набрал обороты и мерно заурчал, передав вполне ощутимую вибрацию на поручни, кресла и все, до чего не коснешься. Наконец, мягко переваливаясь на рессорах, 24-тонный «Икарус» выплыл из своей гавани, влившись в бурный поток машин на улице Энгельса…

67-летний Олег Горошко всю жизнь за рулем. Родился в Севастополе, но вскоре после того, как линкор «Новороссийск», на котором служил его отец, 29 октября 1955 года затонул, семья перебралась в Курск.

Тяга к технике проявилась, когда 10-летний Горошко записался в кружок картинга при Дворце пионеров. Секция называлась ЭЛМА – «Экспериментальная лаборатория малолитражных автомобилей». Занимался с ребятами сам Лев Кононов, конструктор и тренер, считающийся одним из основоположников картинга в СССР. Это по его эскизам в 1971 году был построен курский картодром.

Когда Олег вернулся домой с космодрома Байконур, где прошла его армейская служба, он уже знал, чем хочет заниматься на гражданке – быть водителем. Поэтому устроился в автоколонну 1307, позднее преобразованную в ПАТП – именно они, имея солидный автобусный парк, занимались городскими пассажирскими перевозками. Горошко получил водительское удостоверение в ДОСААФ, но не сразу сел за руль – был на автопредприятии слесарем, затем по ночам гонял автобусы на смотровые ямы.

И вот, в 1978 году, ему доверили недавно прибывший из Венгрии Ikarus 260, на котором он обслуживал маршруты до Курского завода передвижных агрегатов, АПЗ-20 и аэропорта. Этот автобус он сразу полюбил за простоту и удобство.

- «Икарус» - великий труженик, ему памятник нужно ставить, - уверен курянин. – Я помню, как они только появились… Это был 1972-й год. Мой товарищ, с которым мы на легковых автомобилях сдавали фигурное вождение, первым получил «Икарус». Нумерацию даже помню – 0100. «Сотый» - так и звали его между собой. Он долго проходил на городе, потом из него сделали учебный автобус.

Что же до нашего «Икаруса», он сошел с конвейера в 1990 году. Последние 20 лет Игорь Горошко ездит только на «гармошке».

Любимец бабушек и коллекционеров

В пути Олег Петрович похвалился сыном, который пошел по его стопам и даже стал Мастером спорта по автокроссу. А еще рассказал о некоторых особенностях управления сдвоенным автобусом.

- В принципе, управлять им вперед довольно-таки просто, - считает Горошко. - Назад немножко сложнее, если надо, допустим, заехать на яму. В прицепе колеса подруливаются. То есть при поворотах они идут по траектории заднего колеса тягача (ходовой части). Если прицеп, когда задом едешь, пошел вправо, значит руль нужно крутить вправо. Если влево - значит, влево подруливать. Приходит с опытом.

В одну сторону, до Журавлинки, где-то 20 километров. Дорога занимает полчаса и обходится пассажиру в 35 рублей. Это если до самой конечной, а так, в зависимости от остановки, проезд стоит дешевле.

До обеда мы сделали по 100-му маршруту четыре полных круга. Как можно было убедиться, особенно популярен транспорт у льготников - дачников и пенсионеров. По проездным за это время проехали 266 человек.

- У бабушек пользуется спросом, - говорит Олег Петрович. - Почему? Потому что, когда поставили ЛиАЗы, они не удовлетворили. И тем более ПАЗики. Только «Икарус», и именно «гармошку». Большой, вместительный и удобный. Он всех увезет, развезет и привезет.

На перекуре мужчина признался, что за его автобусом уже охотятся коллекционеры.

- В день наматываем по 315 километров, выносливый автобус, - задумался Горошко. - Если за ним хорошо смотреть, он очень хороший. И по ремонту. Наши слесари знают его досконально. Но эти автобусы собираются списывать, и их очень жалко. Очень жалко эти машины. С Москвы, даже с Челябинска приезжали, пытаются выкупить для автоколлекций или сдачи в аренду на торжества.

На дворе почти 2022 год. Представления о том, каким должен быть городской транспорт, менялись за последние лет 30 уже не раз. Но «Икарусы», ставшие символом позднего СССР и постсоветской России, а может быть, даже целой эпохи, будто бы остаются вне времени. Ведь они - то лучшее, что можно захватить и в будущее…

Алексей ПИЩУЛИН, фото автора